Испанцы, открывшие Новый Свет, были удивлены обилием опустевших городов. Опрошенные ими ацтеки – одно из последних индейских племён, населявших Мезоамерику, – признались, что их предки заново обживали пустующие города, брошенные много веков назад.
По данным мексиканских археологов, раскопано не более 10% древних поселений. Почему же большинство из них оставлено коренными жителями? То ли, как в случае с крупнейшим древним городом Мексики Теотиуаканом, людей выгнало ядерное излучение , то ли пришедшие через Чукотку и Аляску монголоиды уничтожили негроидную расу ольмеков первопоселенцев Америки.
Лающие дьяволы
Тайясаль – один из немногих индейских городов, причина запустения которого известна. Заросшие травой и кустарником пирамиды превратились сегодня в курганы, возвышающиеся над озером Петен-Ица неподалёку от деревни Сан-Мигель.
За один кетсаль (денежная единица Гватемалы) лодочник перевёз меня из островного городка Флорес к причалу Сан-Мигеля и напоследок предупредил: будьте осторожнее с собаками, они здесь злющие. В самом деле, едва я поднялся на прибрежный холмик, на меня налетела свора красноглазых псов.
Не растерзали они меня только благодаря местному парню Игнасио. Он рассказал мне историю лающих дьяволов Сан-Мигеля, она же и прояснила конец легендарного Тайясаля.
Однажды Эрнан Кортес, покоритель Америки, направлялся в соседний Гондурас, чтобы покарать испанского лейтенанта, объявившего себя губернатором. Проезжая близ озера Петен-Ица, он оставил своего поранившего ногу коня местному вождю, попросив подлечить его. На обратном пути заберу, пообещал главный конкистадор, в ночь полной луны.
Ужас!
Индейцы не знали лошадей и боялись их, считая зверьми, связанными с нечистой силой. Были убеждены, что от страшного ржания этих тварей стреляют испанские пушки. Вождь привязал чудовище в храме и ежедневно приносил ему, как богу, мясо жертвенных животных. Но к мясу конь почему-то не притрагивался, пугая тайясальцев своими вегетарианскими капризами.
Конь вскоре сдох, чем поверг индейцев в трепет: месть Кортеса могла быть ужасной. Вождь велел изготовить чучело коня, которое осталось в храме как идол. Люди ица молились богу-коню, прося отвести от них Кортеса. Перед каждым полнолунием они приносили в жертву домашних животных и прислушивались: не раздаётся ли вдали ржание испанских коней? В одну из таких ночей ица всем племенем снялись с места, ушли на север, в сельву, и больше не возвращались к озеру. Город опустел.
Вернулись только их потомки спустя триста лет. Доминиканские монахи их крестили, а чучело коня утопили в озере. С тех пор во всех домах местных жителей держат собак, натренированных издалека слышать конское ржание. Лошадей в Сан-Мигеле стали держать, но мелких. А чтобы кошмарным ржанием жеребцы не вызывали у хозяев суеверный страх, им специально подрезают языки.
Уйдя в сельву, предки Игнасио унесли с собой всё что могли, кроме нефрита, – этих драгоценных камней было слишком много, ими провожали в загробную жизнь умерших. Поэтому на холмах брошенного Тайясаля помимо археологов то и дело появляются «чёрные копатели». Полиция почему-то не мешает им рыться в земле – видно, тоже боится конского ржания пришельцев.
За курганами открывается обширная, идеально ровная площадь – Н-образная площадка для игры в мяч, прообраз баскетбола. Что это была за игра и какие гладиаторские страсти она разжигала, вы узнаете из следующего репортажа.
Савелий Кашницкий