Каменный метеорит, упавший в прошлом году в Перу, вел себя не так, как полагается обычным болидам, сталкивающимся с нашей планетой. В этом уверен профессор геологии Питер Шульц из университета Брауна (штат Род-Айленд, США).
Экспедиция, отправившаяся на место падения метеорита, обнаружила, что этот небесный камень до последнего сопротивлялся земной атмосфере и в отличие от обычных болидов не распался на отдельные куски.
Происшествие случилось 15 сентября 2007 года, когда возле деревни Каранкас у перуанско-боливийской границы в пустынной местности на землю с грохотом рухнул загадочный объект. На месте падения остался кратер около 15 метров в диаметре и несколько метров глубиной.
Первые исследования показали, что у Каранкаса с Землей столкнулся небольшой каменный метеорит. Особой сенсации в этом нет, поскольку болиды такого размера проходят сквозь атмосферу нашей планеты достаточно регулярно.
Чаще всего метеориты не наносят никакого вреда: вероятность того, что они упадут в густонаселенном районе и навредят людям, крайне мала. Однако после экспедиции Шульца выяснилось, что каранкасский камень был исключением из общих правил падения болидов.
Считается, что метеорит такого типа, входя в атмосферу Земли, быстро начинает нагреваться из-за сопротивления воздуха и раскалываться на множество мелких кусков. Большая часть этих осколков просто сгорает в атмосфере, не долетев до поверхности Земли, а то, что долетает, оставляет не большой кратер, а сравнительно небольшую вмятину.
Однако кратер у Каранкаса оказался на удивление крупным. Кроме того, изучение песка и пыли, выброшенных при ударе метеорита о поверхность, обнаружило следы специфической и очень сильной деформации. По мнению Питера Шульца, болид летел в 40–50 раз быстрее, чем обычно, — его скорость у поверхности Земли достигала 15 тыс. миль в час (свыше 24 тыс. км/ч).
Кроме того, метеорит упал не в виде каменного дождя из обломков, а единым куском: вопреки всем теоретическим ожиданиям атмосфера не смогла разрушить космический булыжник.
По мнению Шульца, все дело в необычно большой скорости перуанского болида. Он так быстро мчался сквозь атмосферу, что откалывающиеся обломки не могли преодолеть «фронт ударной волны» и вместо того, чтобы уходить в сторону от исходной траектории, опять спаивались вместе.
При этом метеорит приобрел более аэродинамическую форму, что, по-видимому, уменьшило трение. В конце концов болид рухнул у Каранкаса, разбросав вокруг кратера тонны грунта.
Если американский геолог прав, то ничего хорошего это нам не сулит. Сейчас главенствующая теория звучит очень успокоительно для обычного человека: дескать, если небольшой метеорит входит в атмосферу, то наблюдатель на уровне моря может стоять хоть прямо на его пути.
Это, конечно, некоторое огрубление, но мелкие космические камни успешно сгорают еще в воздухе. Но раз есть болиды (притом самые быстрые), которые умеют менять форму, значит, даже маленькие метеориты способны достигать Земли и потенциально приводить к серьезным разрушениям.
Сам Шульц по этому поводу говорит следующее:
«Вы удивитесь, когда узнаете, как много озер и прудов образовано каменными метеоритами. Просто мы не знаем об этом, поскольку при столкновении они превращаются в пыль».
С другой стороны, даже если прецеденты вроде перуанского время от времени и происходят, они все же явно числятся по разряду исключения из общего правила. Так что вряд ли стоит преувеличивать микроскопический риск того, что метеорит все-таки свалится вам на голову.